🙏🏻 МАКЕЕВСКИЙ ИЛЬЯ - ПРОРОК 🙏🏻 МАКЕЕВЧАНАМ К ПРОЧТЕНИЮ
Почти сто лет назад, в период церковных гонений и войны, Макеевка – город-спутник Донецка – обрёл своего молитвенника и покровителя. Им стал схимонах Илия (Ганжа), удивительный подвижник, вернувшийся с Афона почти столетним старцем в родной город. Утешитель и прозорливец – многие называли его «наш Илья-пророк».
О житии преподобного схимонаха Илии до его возвращения с Афонской горы на родную землю, к сожалению, сохранилось мало сведений. Сам он редко что-либо рассказывал о почти девяностолетнем периоде своей жизни.
Известно, что родился Илья Яковлевич Ганжа (мирское имя преподобного) в 1837-м году в Макеевке – тогда это был посёлок Миусского округа области Войска Донского. Его подвижническая жизнь началась приблизительно в возрасте 15 лет, когда юноша оставил родительский дом. «Пошёл искать святые места», ‒ как он сам об этом однажды упомянул. Как и когда он оказался на Святой Афонской Горе, нам неизвестно. Много лет святой подвизался там в Ильинском скиту. Характер его подвига остается скрытым от нас. Лишь однажды в разговоре с кем-то преподобный упомянул, что его келья находилась в труднодоступном месте и еду ему подавали туда с помощью верёвки.
Предположительно в начале XX века схимонах Илия покидает гору Афон. Некоторые сведения позволяют считать, что после этого он оказался в Киево-Печерской лавре. Однако и здесь тихой молитвенной жизни монахов помешали притеснения советских безбожников. Преподобный был вынужден оставить и Киевскую обитель.
По многим свидетельствам очевидцев, достоверно известно, что уже в 1927-м году схимонах Илия вновь оказался в родной Макеевке (тогда – город Дмитриевск). «Вернулся сюда умирать», ‒ говорил старец. На тот момент ему исполнилось уже 90 лет. Долгое время он посещал здесь Свято-Троицкий храм в селе Калиново, находящемся близ города. С закрытием храма в 1936-м году преподобный перебрался в саму Макеевку.
Часто бывало так, что днём он не знал, где останется ночевать
Здесь он долгие годы жил скитальчески, по примеру Спасителя, «не имея, где главы приклонить» (ср. Лк. 9, 58). Часто бывало так, что днём он не знал, где останется ночевать. Однако всегда находились верующие люди, которые брали «старичка», как он сам себя называл, к себе на ночлег. У кого-то он жил долго, у кого-то только один день. Часто, преследуемый милицией и НКВД, он подолгу не имел постоянного места жительства. Тем не менее люди с радостью брали его к себе домой, почитая старца за большого молитвенника, кем он и был в действительности.
Известен такой случай, когда батюшка остался у добрых людей, и к ним с обыском нагрянула милиция. Тогда старец спрятался за занавеской, успокоив хозяев и сказав, что никто туда не заглянет. Так и произошло. Милиционер всё тщательно обыскал, а к занавеске даже не подошёл. Такова была сила молитвы преподобного Илии Макеевского.
Постоянными спутницами преподобного с некоторого времени стали четыре послушницы: нищая девица Фёкла, странница Паша и вдова Мария с дочерью Еленой. Они-то и находили ему жильё, когда негде было остановиться, помогали по хозяйственной части, в то время как сам старец основную часть времени проводил в молитве, а также принимал всех приходящих к нему людей. Всех, у кого преподобный останавливался, он тоже поднимал на ночную молитву, которую высоко ценил.
Когда были открыты храмы, преподобный посещал все богослужения. В другие, более трудные времена, священники тайно приезжали причащать его на дому. Сам старец священнического сана не имел.
Только в 1944-м году, приношениями приходивших к старцу послушниц, купили ему небольшой домик в Старо-Рабочем городке в одном из районов Макеевки. Здесь он и прожил вместе со своими послушницами последние 2 года своей жизни.
Людям стало легче попасть к «дедушке», как многие его называли, ‒ теперь они знали, где он живёт. Старец принимал всех до последнего, как будто не ощущая усталости. Приношения, которые он принимал от одних приходящих, шли на угощение другим – нуждающимся. На прощание всем давал Крещенской воды и просфору.
Ко всем схимонах относился неизменно добродушно, даже обличал он людей без злобы, скорее, со скорбью о согрешающем. Провинившихся он называл «негодяями» и «негодяйками», если же кто-то из женщин приходил к нему без нательного крестика, о чём старец сразу откуда-то узнавал, тех он называл «басурманками».
До нас дошли немногие сведения о внешности старца от людей, которым доводилось встречаться с ним в Макеевке. Все они говорили, что одет схимонах Илия был всегда чисто и опрятно, подрясник был на нём каждый раз как новый. Это тем более удивительно, что постоянного места жительства у него долгое время не было. Многие отмечали также внешнюю красоту преподобного, и эта красота, видимо, исходила из внутреннего устроения старца, некоторые утверждали даже, что он словно светился.
Несмотря на свой возраст – мы помним, что на тот момент ему было более 90 лет, ‒ схимонах Илия был всегда очень бодрым, хотя и опирался на палочку, ходил он очень быстро, так что даже более молодые люди едва успевали за ним.
Была во внешности старца ещё одна примечательная особенность: все отмечали, что один его глаз всегда был прикрыт веком, так что многие даже думали, что видит он только одним глазом. Однако на всех прижизненных фотографиях у схимонаха Илия оба глаза всегда оказывались почему-то открытыми. Когда же его спрашивали, почему один глаз у старца всегда прикрыт, он отвечал: «Потому что на этот мир достаточно смотреть и одним глазом». Очевидно, по этой же причине и шторки в келье у него дома всегда были опущены.
Голос у преподобного был ласковый, отображавший его внутреннюю доброту.
Все люди шли к схимонаху Илии за помощью, почитая его за великого молитвенника, зная, что «Бог его слышит». И действительно, по его молитвам Господь множество раз являл свою милость, помогая всем, к Нему прибегающим, исцеляя нередко даже неизлечимо больных. А ещё чаще к «дедушке» приходили за советом, когда не знали, как лучше поступить. Людям было известно, что все слова монаха-схимника сбывались, так как он обладал крайне редким даром прозорливости, за что очень многие называли его ещё при жизни «Ильёй-пророком».
Он всегда заранее знал, кто и с какими мыслями приходит. Однажды две молодые женщины шли к нему из простого любопытства, и одна из них всё отговаривала от этой затеи подругу словами: «Пойдём отсюда! Ну что он там знает?! Да ничего он не знает!». Как только они появились на пороге, старец им сказал: «Идите отсюда! Что там я знаю?! Я ничего не знаю».
Другие две женщины тоже решили посетить старца. Одна из них шла молча, а другая в ложном и показном смирении сокрушалась о том, какая же она недостойная, называя себя всю дорогу «свиньёй». Ту, которая всю дорогу молчала, старец сразу принял, а вторую, которая смиренничала, оставил стоять у порога. Когда же последняя спросила, почему её не пускают, старец ответил: ««Люди ко мне приходят, но свиней ещё никогда не было! Этого мне еще не хватало, чтобы ко мне свиньи приходили!» Женщина возмутилась и накричала на схимонаха за то, что он её обозвал. Так старцу удалось обличить её тайную гордыню и ложное смирение.
Случаи, в которых проявилась прозорливость схимонаха Илии, неисчислимы – мы приведём лишь некоторые примеры.
Одна девушка очень хотела выйти замуж за молодого человека и пришла за благословением к старцу. Илия её не благословил. Девушка стала уговаривать его, и тогда старец согласился, но посоветовал ей подождать три месяца. А ровно через три месяца этот молодой человек случайно зацепился тулупом за состав проходящего поезда и погиб под его колёсами.
Другая женщина, работавшая в шахте, пришла к схимонаху Илии после случившейся с ней на работе аварии, в которой никто не пострадал. Она ещё не успела рассказать ничего преподобному, как тот её опередил и сказал, что был сегодня в шахте, после чего в подробностях описал всё произошедшее во время аварии. Все эти детали были настолько достоверны, что женщина даже усомнилась, не мог ли старец действительно побывать в тот день в шахте.
Особенно много людей приходило к преподобному во время войны, были среди них даже неверующие. Те, кто уходил на фронт, обязательно испрашивали у схимонаха благословение. Женщины, которые ждали своих мужей и сыновей с войны, спрашивали о том, живы ли они. Всё, что говорил отец Илия, оказывалось правдой.
Ещё одна женщина рассказывала, что уговорила своего дядю, уходившего на фронт, сходить к Илие Макеевскому и взять у него благословение. Старец благословил мужчину и сказал, что ничего с ним не произойдёт – с войны он вернётся живым. И потом добавил, чтобы он не забыл взять с собой ложку. Все подумали, что это «старичок» просто пошутил, не придали словам значения. Всю войну этот мужчина прослужил на полевой кухне («Ложку взять не забудь»), не принимая участия в боях, и поэтому вернулся живым.
Старец предсказывал людям в начале каждого года, на что будет урожай в этом году. Каждой семье он советовал сажать что-то одно из фруктов или овощей, а затем эти семьи делились между собой. Так людям, знавшим святого, удалось тогда избежать голода.
Известно, что даже немцы, находившиеся некоторое время в Макеевке, боялись и уважали схимонаха Илию, считая его святым. Очевидцы рассказывали, что как-то один немец, увидев «дедушку» во дворе, решил выстрелить в него из пистолета. Он выстрелил один раз с небольшого расстояния – промахнулся, второй – снова промах. Так, войдя в азарт, немец стрелял в него практически в упор несколько раз и всё время не попадал. Тогда он понял, что имеет дело с необычным человеком, и спросил: «Кто ты?»
* * *
Преставился преподобный 17 апреля 1946 года, в Великую Среду, в возрасте 109 лет. Свою скорую кончину он тоже предсказал заранее: «Ну вот, дорогие мои, скоро и Пасха. Только разговляться будете без старичка – меня уже не будет». Похоронили схимонаха Илию в Великую Пятницу на кладбище возле Старо-Рабочего городка. Его могила сразу же стала местом паломничества многих и многих людей. «Кто на земле будет обо мне молиться – будет со мною», ‒ говорил он незадолго до своей кончины. Он предсказывал также своим послушницам, что их всех похоронят в разных местах, вдалеке от него, что впоследствии и сбылось.
И ещё одна странная фраза прозвучала из уст схимонаха Илии: «Хоронить меня будут два раза». Другим запомнилось иное пророчество: «А после смерти старичка откопают». И действительно, мы знаем, что спустя несколько недель после погребения гроб с телом преподобного откапывали из могилы, чтобы убедиться в нетлении останков святого. Гроб выкопали группа верующих (очевидно, просто из любопытства); как и ожидалось, они не заметили на теле святого никаких существенных изменений и закопали гроб обратно. Так сбылось и это пророчество преподобного.
* * *
Известно, что ещё до прославления преподобного Илии Макеевского в лике святых его глубоко почитал как святого местный старец из села Никольского ‒ схиархимандрит Зосима (Сокур). ... Именно отец Зосима выступал инициатором сбора воспоминаний и свидетельств очевидцев о жизни Макеевского подвижника. Так постепенно стали собираться материалы для канонизации святого.
Решение о канонизации схимонаха Илии в лике местночтимых святых Донецкой епархии было принято Священным Синодом Украинской Православной Церкви 8 мая 2012 года. А 28 мая того же года были обретены мощи святого. Торжественное прославление преподобного Илии Макеевского прошло 23 сентября 2012 года в центральном Свято-Георгиевском соборе города, где и сегодня пребывают святые мощи подвижника, небесного покровителя Макеевки и всего Донбасса.
(В сокращении).
Автор: Марина Чижова .
"""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""